Блог Владимира Раичева

При пожаре звоните 101, до пожара читайте мой блог

Купить здесь баннер

Корабль Васа — история морской катастрофы



style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-5367705517370237"
data-ad-slot="6633178503"
data-ad-format="auto">

Здравствуйте! С Вами снова Владимир Раичев, сегодня мне захотелось посвятить нашу встречу одной морской катастрофе, которая произошла в 17 веке в Швеции. В то время Швеция активно боролась за превосходство в Европе, а шведская армия считалась одной из самых сильных в Европе, а в самом начале века шведы боролись за господство в море.

Шведский корабль Васа — герой моего сегодняшнего повествования. С этим кораблем связана досадная морская катастрофа, в результате которой по различным сведениям погибло от 50 до 400 человек. Давайте обо всем по порядку.

«Васа» уникален, ведь он единственный из парусных кораблей 17 века, который сохранился до наших дней. Первоначально он должен был стать флагманом шведского флота, но затонул, поэтому сохранился в водах Балтийского моря и был поднят на сушу в 1961 году, позже был подвергнут реставрации. Вокруг него создали очень популярный музей в Стокгольме.

Строительство

Приказ о строительстве такого огромного корабля того времени был отдан Густавом вторым Адольфом, в то время королем Швеции. Начало строительства пришлось на 1625 год.

Кораблестроителем был выбран голландец Хенрик Хюбертссон. Король требовал, чтобы данный корабль стал самым крупным и тяжеловооруженным из всех, которые могли выйти в Балтийское море. Корабль должен был стать своеобразным объектом восхищения и страха для других стран.

На постройку корабля Васа ушло более одной тысячи дубовых деревьев - это приблизительно 16 га леса

Чтобы построить корабль, в первый же год было срублено 16 га дубового леса, что равняется приблизительно тысяче деревьев. Работы же по сооружению корабля начались в 1626 году.

Сам король непосредственно приходил на стройку и утверждал важные вопросы. Например, он утвердил размеры судна и состав его вооружения. При этом ежедневно в строительстве было занято 400 человек.

Немало внимания уделяли и украшению корабля. В его декоре было много скульптур, которые были позолочены. Использовалась изысканная резьба.

Жители Стокгольма были восхищены новым кораблем, он стал гордостью всей страны. Соседние же страны тоже внимательно следили за строительством, а особенно за вооружением будущего военного корабля.

В 1627 году умирает кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. Его пришлось заменить Хайном Якобссоном, судостроителем верфи. В 1628 году строительство корабля закончили.

Король посетил верфь, и результат работы ему понравился. «Васа» отбуксировали к королевскому дворцу. Кстати, свое название он получил благодаря царившей тогда королевской династии Ваза.

Катастрофа и ее причины

Летом 1628 года «Васа» был готов к плаванию. На борт поднялось 109 членов экипажа, вместе с ними в праздничное плавание разрешили отправиться их женам и детям. Доплыть в первый раз нужно было до военно-морской базы Эльвснаббен.

В гавани Стокгольма собралась шумная толпа провожающих, которые хотели посмотреть на первое плавание любимца публики.



Корабль Васа отсалютовал при выходе из порта толпе, которая отправила его в первое и последнее плавание

Когда корабль расправил паруса, то отсалютовал толпе на берегу бортовым залпом и отправился к цели. Однако почти сразу же стало заметно, что «Васа» кренится на один бок.

Корабль удалось выровнять, и он прошел еще 1300 метров, но следующий порыв ветра наклонил его еще больше и вода начала заливать в пушечные порты, которые были открыты. «Васа» тонул очень быстро с поднятыми парусами и шведскими флагами, развивающимися на ветру.

Благо, что место его крушения было всего в 100 метрах от острова Бекхольмен. Поэтому помощь прибыла довольно быстро, и многих удалось спасти. Однако от 50 до 400 человек (по разным данным) так и не вернулись с этого праздничного плавания.

Расследование причин катастрофы было очень серьезным. За делом следил сам король, который узнал о крушении, когда был в Пруссии (почти две недели спустя). Он был в ярости и очень хотел наказать виновных.

Однако ни версия о том, что капитан корабля был пьян, ни о том, что матросы ненадежно закрепили пушки, не подтвердилась. Дело было в конструкции корабля, он был слишком узок и не обладал нужной остойчивостью (способностью возвращать равновесие, противостоять силам, вызывающим крен корабля).

Однако наказать за неправильные расчеты тоже было некого, ведь кораблестроитель уже умер, а короля, который утверждал нужные параметры, наказывать не решились, хотя многие понимали абсурдность утвержденного проекта и даже пытались частично его исправить (тайно корабль был расширен на 2, 5 метра). Но с королем, конечно, никто спорить не решался, поэтому катастрофа, собственно, была неизбежна.

Васа в наше время

Интерес к «Васа» проявляли после его затопления еще в 17 веке, правда, тогда главное было поднять дорогостоящие пушки, что, собственно, и сделали, хотя приложили к этому немало трудов.

Потом о корабле забыли, а вновь заинтересовался его историей инженер Андерс Франсен, который собственными силами нашел корабль в 1956 году, положив на это 5 лет своей жизни.

В 1990 году вокруг «Васа» сделали музей на острове Юргорден (как ориентир можно использовать парк Скансен). Музей имеет несколько этажей, чтобы можно было осмотреть парусный корабль со всех сторон и на всех уровнях. Также здесь можно увидеть фильм о «Васа» и много экспонатов, с ним связанных.

Этот музей один из самых посещаемых в Стокгольме. Ежегодно сюда приходит по нескольку миллионов посетителей.

Корабль Васа в наши дни находится в музее и это единственный сохранившийся до наших дней парусный корабль

Рекомендую вам посмотреть видеопередачу «Путешественник» канала «Теледом», в которой рассказывается история этого корабля. Несмотря на то, что сам видеоролик достаточно продолжительный, но смотрится он на одном дыхании.

На этом все. Рекомендую вам почитать статью про еще одну морскую катастрофу. Подписывайтесь на обновления моего блога, делитесь статьями с друзьями в социальных сетях, до новых встреч!




Этот блог читают 4 675 человек, присоединяйся и ты

Haжимaя нa кнoпку «OK», вы coглaшаетесь с политикой конфеденциальности.

Вам также может быть интересно:

Землетрясение в Мексике: более 200 человек погибли

Землетрясение в Мексике 19 сентября 2017 года

0
Читать далее
Ураган Ирма ослаб и больше не угрожает США

Ураган Ирма доставил массу неудобств США

0
Читать далее
Самые большие пожары в мире за все время существования человечества

Самые большие пожары в мире за всю историю существования человечества

2
Читать далее
Крушение корабля Адмирал Нахимов в Цемесской бухте

Крушение корабля Адмирал Нахимов — гибель советского Титаника

0
Читать далее
  • Алексей

    Володя, привет! Я был в этом музее в Стокгольме. Этот корабль- настоящее произведение искусства. Он весь покрыт резными фигурами из дерева и поражает своими размерами. Очень интересна технология подъема этого корабля с помощью понтонов, которые надули под водой. Они всплыли и подняли вместе с собой «Васу». У меня было много собственных фотографий с этой экскурсии. Если интересно, могу прислать.

    Ответить 17.10.2015 в 12:45

Оставить комментарий

 ;-)  :|  :twisted:  :smile:  :shock:  :sad:  :roll:  :oops:  :o  :mad:  :lol:  :idea:  :grin:  :evil:  :cry:  :cool:

Нажимая на кнопку «Оставить комментарий», вы соглашаетесь с политикой конфеденциальности.
Haжимaя нa кнoпку «OK», вы coглaшаетесь с

политикой конфеденциальности

.
На правах рекламы
Топ комментаторов
131
Андрей
81
Алексей
52
Елена
42
Екатерина
40
Роман
39
Дмитрий
Это интересно