Вводный инструктаж по гражданской обороне: шаблоны документов
Друзья, всем привет! Меня зовут и я рад приветствовать вас на своем блоге. Если вы читаете эту статью, то наверняка вам интересна тема ГО и ЧС. Наверняка вы уже слышали о новом виде обучения — вводный инструктаж по гражданской обороне.
Буквально недавно были внесены изменения в Положение об организации обучения населения в области ГО Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 470 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841». Согласно п. 5 действующего Положения организации:
- разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
- проводят вводный инструктаж по ГО со всеми вновь принятыми работниками организации в течение первого месяца работы.
Оглавление
Кто проводит инструктаж
На самом деле это наверное один из самых важных вопросов, которые сейчас на повестке дня. Если отталкиваться от того, что законом не регламентировано, кто будет проводить инструктаж, то чисто логически можно предположить, что выбор у нас достаточно большой — начиная от руководителя организации, уполномоченного по ГО, руководителя занятий по ГО и заканчивая любым работником организации, которому руководитель может поручить это ответственное мероприятие.
Единственный нюанс, который в этом вопросе нужно будет учесть — это тот факт, что человек, обучающий других, должен быть обучен сам. Думаю, что это логично. Хотя теперь в тренде слово «подготовка», а не обучение. Если посмотрите внимательно Постановление, то увидите, что замена слова «обучение» на «подготовка» — главный лейтмотив.
Как организуется проведение инструктажа
Следующий немаловажный вопрос — это организация инструктажа. Любая организация любого мероприятия, я думаю, вы знаете с чего начинается. Вот и мы с вами разработаем приказ об организации проведения вводного инструктажа по ГО.
Много писать об этом не буду, просто приложу шаблон приказа:
Приказ об организации проведения вводного инструктажа по ГО
И давайте перейдем с вами к подготовке программы вводного инструктажа.
Программа проведения вводного инструктажа по гражданской обороне
А вот тут начинается самое интересное. Что же мы должны донести до работающего населения на этом занятии? На сегодняшний день мне не встретилось никаких нормативных актов, которые регламентировали бы содержание инструктажа, поэтому включаем фантазию и подходим к вопросу творчески.
Несмотря на то, что инструктаж должен быть проведен по гражданской обороне, я включил в программу несколько вопросов, касающихся действий в чрезвычайных ситуациях. Ну и, собственно говоря, предлагаю вам скачать вот этот шаблон:
Программа проведения вводного инструктажа по ГО
Скачать журнал регистрации вводного инструктажа по гражданской обороне
Журнал регистрации инструктажа по ГО
Естественно, что проведение инструктажа нужно обязательно зафиксировать в журнале. Как говорится, провел — запиши,не провел — запиши дважды.
А на сегодня у меня все, друзья, был рад нашей встрече. Еще раз повторю, что так как на сегодняшний момент не регламентировано проведение этого инструктажа, то у нас с вами есть возможность сделать маневр. Я, кстати, тоже у кого-то позаимствовал информацию и немного ее переработал под свои нужды.
Ну что же, всего вам доброго, не забывайте подписываться на новости блога и делиться материалами моего блога с друзьями в социальных сетях. До новых встреч, пока-пока.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:
СПАСИБО!
Пожалуйста
Здравствуйте Владимир,хотел спросить есть положение водного инструктажа по ГО (шаблон)?
Здравствуйте, Саид. К сожалению, нет, так как это не является обязательным требованием действующего законодательства. По закону у вас должны быть: приказ, программа и журнал.
СПАСИБО ОГРОМНОЕ за информацию! Дай Бог Вам здоровья!
Пожалуйста
Я сам у кого-то позаимствовал и совсем чуть-чуть переработал.
Кто бы это мог быть.
Большое Спасибо! Очень выручили!
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за информацию. А есть информация о необходимости разработки Инструкции по ГО и действиям персонала при угрозе ЧС?
Здравствуйте! Вот в этой статье я затрагивал вопрос об инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, каков срок хранения журнала вводного инструктажа? Спасибо
Здравствуйте!
Ввиду отсутствия соответствующей позиции в Приказе Минкультуры России от 25.08.2010 №558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием
сроков хранения», рекомендую временно ориентироваться на пятилетний срок хранения (по п.862 Перечня).
Добрый день! А нужно ли проводить вводный инструктаж по ГО с уже работающими сотрудниками? И обязательно ли проводить учения и тренировки по ГО (Мы бюджетное учреждение — 12 офисных сотрудников) Спасибо
Здравствуйте!
Только с вновь принятыми на работу сотрудниками или командированными для работы в вашем учреждении. Учения и тренировки проводить обязательно — это требование закона.
нужно ли положение?
Закон не требует положения о вводном инструктаже.
спасибо вам!
Владимир! Подскажите, пожалуйста, где отражать результаты проведения курсового обучения и тренировок по ГО И ЧС с уже работающими сотрудниками? То что проводить их логично по программе вводного инструктажа — понятно. Заранее благодарна!
Здравствуйте!
Для курсового обучения у вас должны быть отдельные журналы. Там ничего сложного, если помните, какие в школах были журналы (с одной стороны список класса, с другой список тем), вот что-то вроде этого и нужно завести.
Тренировки логичнее всего отображать в отдельном журнале.
Не путайте вводный инструктаж и курсовое обучение — две разные вещи.
Здравствуйте. Меня интересует вопрос надо ли проводить инструктаж по ГО и ЧС с сезонными рабочими?
Здравствуйте! Вводный инструктаж по ГО проводится со всеми работниками, принимаемыми на работу.
Здравствуйте, Владимир!
Подскажите пожалуйста, в коммерческой организации с разветвленной филиальной сетью — должен быть единый журнал вводного инструктажа по ГО или каждый филиал ведет собственный журнал?
Спасибо.
Здравствуйте, Екатерина!
Четких требований по этому вопросу я не встречал. Поэтому, как мне кажется, этот вопрос остается на ваше усмотрение.
Спасибо огромное!
Владимир разъясните пожалуйста, я все правильно понел?
Предусловие «Я работаю в предприятии ООО по капитальному и подземному ремонту. Наша численность около 2000 т. Формирований по ГО и ЧС у нас нету.»
Нам необходимо?
1. Разработать программу вводного инструктажа?
2. Завести журнал?
3. Обучить специалиста по ОТ на ГО и ЧС. Назначить его приказом за проведение вводного инструктажа?
4. Вышеперечисленные мероприятий это все которые необходимо (обязательно к проведению) или есть еще что необходимо делать по ГО и ЧС?
Здравствуйте!
1 — 3 — все верно. Только не обязательно обучать специалиста по ОТ. Это на ваше усмотрение.
4. Это не все, что вы должны делать.
А что мы должны еще делать? Учения?обучения?Какая периодичность? и какой отдел этим должен заниматься?
Здравствуйте, Денис!
В одном комментарии рассказать вам, что вы должны делать вряд ли получится. Начните с обучения специалиста и руководителя — тогда они будут знать, что делать.
Если коротко, то вы должны быть готовы действовать в ЧС. Для этого нужно в обычном режиме спланировать все действия и отработать их.
Давайте посмотрим перечень пунктов, по которым сотрудникам отдела надзорной деятельности МЧС России рекомендуется штрафовать (Источник: ohranatruda31.ru):
— Отсутствует положение или устав постоянно-действующего органа управления РСЧС.
— Отсутствуют документы прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отсутствует утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
— Отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста уполномоченного на решение задач (есть) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
— Отсутствует приказ о создании КЧС и ПБ организации.
— Отсутствует положение о КЧС и ПБ организации.
— Отсутствуют функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об образовании дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствует положение о дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствуют функциональные обязанности персонала дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС).
— Отсутствует инструкция персоналу дежурно-диспетчерской службы объекта (ДДС), согласованная с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения персонала дежурно-диспетчерской службы (ДДС) организации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения председателя КЧС и ПБ организации.
— Отсутствует свидетельство о проведении обучения специалиста по вопросам ГО, ЧС.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава специалистов и назначении учебных групп.
— Отсутствуют программы подготовки руководящего состава и специалистов, расписания и журналы учета занятий.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя об организации проведения учений и тренировок.
— Отсутствуют отчетные материалы о проведении учений и тренировок.
— Отсутствуют документы определяющие показатели риска чрезвычайных ситуаций. Отсутствуют утвержденные и согласованные установленным порядком паспорта безопасности эксплуатируемых опасных объектов.
— Отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
— Отсутствует свидетельство о страховании ОПО.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
— Отсутствует план работы комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, а так же объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.
— Отсутствуют отчетные документы о спланированных и проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссии.
— Отсутствует договор с профессиональным АСФ.
— Отсутствует свидетельство об аттестации АСФ.
— Отсутствует распорядительный документ (приказ) руководителя о создании нештатного аварийно-спасательного формирования и о зачислении граждан в состав нештатных АСФ, согласованный с территориальным органом МЧС.
— Отсутствуют структура и табель оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
— Состав структура и оснащение нештатных аварийно спасательных формирований с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не согласованны.
— Отсутствуют документы по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований.
— Отсутствует свидетельство о регистрации и аттестации нештатных аварийно спасательных формирований (НАСФ).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует техническое задание на проектирование локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует проектная документация на создание локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании комиссии по вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует акт ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует план мероприятий по созданию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует паспорт локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о вводе в эксплуатацию локальной системы оповещения (ЛСО).
— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— Отсутствует распорядительный документ определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— Отсутствует план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии.
— Отсутствует план эвакуации (приема эвакуированных).
— Отсутствуют документы плана эвакуации (приема эвакуируемых).
— Отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица) в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
— Отсутствуют карточки и журнал учета средств индивидуальной радиационной и химической защиты по годам изготовления.
— Отсутствуют акты приема и накладные на выдачу средств индивидуальной защиты.
— Отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства индивидуальной защиты, другие сопроводительные документы и накладные их получение.
— Отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты.
— Отсутствуют копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты.
— Отсутствует журнал проверки средств индивидуальной защиты должностными лицами.
— Отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организации в установленные сроки.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении ответственного должностного лица для организация правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
— Отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении группы (звена) обслуживающего защитное сооружение.
— Отсутствует журнал учета ЗС ГО.
— Отсутствует акт проверки содержания и использования защитного сооружения ГО.
— Отсутствует паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
— Отсутствует журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
— Отсутствует план перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).
— Отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
— Отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
— Отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
— Отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
— Отсутствует инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
— Отсутствуют инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
— Отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
— Отсутствует инструкция по обслуживанию ДЭС.
— Отсутствует инструкция по противопожарной безопасности.
— Отсутствуют правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
— Отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
— Отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
— Отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
— Нарушены правила содержания и использования специальной техники и имущества гражданской обороны.
— Не определена номенклатура и объем запасов исходя из потребности в них в военное время для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
— Хранение запасов организовано с нарушением условий отвечающих установленным требованиям.
— Отсутствует план гражданской обороны.
— Отсутствует план основных мероприятий на текущий год и отчетные материалы о выполненных мероприятиях.
Естественно, что если у вас нет ЗС на балансе, то пункты по защитным сооружениям вас не касаются. В некоторых других случаях количество пунктов также может сократиться.
У вас должно быть создано структурное подразделение ГО и ЧС. Или должен быть назначен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области ГО. Смотрите приказ МЧС России № 440
Приветствую , коллеги! Тоже хочу выступить), разрешите? Я думаю, что приказ МЧС № 440 отменен, вместо него: Приказ МЧС от 23 мая 2017 года N 230, ну, и в силе Постановление Правительства 782 (с изменениями на 14 октября 2016 года).
Здравствуйте!
Огромное вам спасибо, Алексей! Я запамятовал о том, что 440 приказ утратил силу. Вот что значит больше полугода не занимаюсь ГО.
Вам спасибо за Ваш блог, Владимир! К сожалению, сам редко отслеживаю изменения в законодательстве по ГО и ЧС, так как полностью перепрофилировался на ОТ) Но, благодаря Вашему блогу, стараюсь держать руку на пульсе)
Спасибо за добрые слова, Алексей
Здравствуйте Владимир,Программа проведения вводного инструктажа по ГО с МЧС должен согласоваться? не подскажите?
Здравствуйте!
Таких требований я не встречал.
По поводу шаблона инструктажа по ГО — на мой взгляд, автором сделана самая распространенная ошибка, которую дублируют очень многие.Напомню — инструктаж по гражданской обороне, и вопросам укусов бродячими собаками и пожарной безопасности здесь не место. Речь должна идти об опасностях военного времени для объекта и работника, о СИЗОДах, средствах коллективной защите (включая обозначение близлежащих), об эвакуации.остальное оставьте средней школе с уроками ОБЖ и инструктажам по пожбезопасности.
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за ваше мнение. К сожалению, эта ошибка пошла не от меня. Если вы проанализируете последние законопроекты нашего правительства, то увидите, что все чаще объединяют ГО и ЧС. Я отчасти с вами согласен, не нужно путать котлеты и мухи.
какой суровый комментарий...) позволю не согласиться, в ПП 782 и Пр. МЧС 230 говориться о создании структурных подразделений в организациях, в том числе для подготовки работников ... при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. А теперь почитайте определение ЧС и все будет понятно, и про собачек и про пожары. Им тут самое место, коллега)
Алексей, так многие реагируют. У людей почему-то странное восприятие, что я кого-то хочу намеренно ввести в заблуждение. На самом деле я привожу только свое мнение, а оно может быть не правильным.
На самом деле 230 приказ стал отправной точкой по официальному объединению ГО и ЧС.
Владимир, истина рождается в споре, и Вы здесь делитесь своим мнением, а мы Вас с удовольствием выслушиваем, и высказываем свое мнение. Спасибо огромное за информацию. Честно говоря, самому бы было лень, да и некогда что -то искать, а тут все готовое, осталось только немного «причесать», довести до ума, и применять на практике) По крайней мере, Ваш блог для меня что-то вроде проверки знаний, тестов, а в каких то вопросах и в качестве ликбеза) Спасибо!
Добрый день. Как предоставить отчет о проведении командно штабных учениях.
Здравствуйте!
Не совсем понятен ваш вопрос.
Нужно этот отчет составить. Цели и задачи, ход проведения, результаты. Мне так по крайней мере кажется. Чуть позже постараюсь разобраться в этом вопросе.
Спасибо за информацию, проверила себя, так ли я делаю.
Вы умница, Владимир. Очень грамотно. «Уходить» не хочется.
Спасибо.
Спасибо за отзыв. Не уходите, приходите чаще)