Крупнейшие авиакатастрофы мира по числу жертв среди пассажиров
Здравствуйте, дорогие читатели! Рад видеть вас на страницах своего блога. Разговаривая о различных чрезвычайных ситуациях, мы стараемся с вами понять их причину и, как правило, причиной большинства трагедий становятся ошибки людей. Сегодня мы с вами рассмотрим три крупнейшие авиакатастрофы мира.
Конечно, самая крупная авиакатастрофа по числу жертв — это теракт 11 сентября, об этой трагедии я писал здесь. Но если учитывать, что эта ситуация неоднозначная, так как существует не только основная версия трагедии, но и альтернативная. Поэтому оставим эту катастрофу за скобками.
Оглавление
Трагическая авария двух Боингов
27 марта 1977 над Канарами произошло столкновение: Boeing 747-206B и Boeing 747-121. Эта катастрофа является самой масштабной (исходя из количества погибших) в истории пассажирских авиаперевозок до настоящего времени (2017 г.). Она также известна, как катастрофа в Тенерифе.
Экипажи самолетов:
- Boeing 747-121 (принадлежал компании Pan American): первым пилотом являлся Виктор Граббс (более 21 000 летных часов, а это очень много для пилота), вторым пилотом был также опытный (более 10 000 часов) Роберт Глагг. В состав экипажа входил бортинженер и 13 бортпроводников.
- Boeing 747-206В (авиалинии KLM): командует воздушным судном Якоб ван Зантен (общее число часов у него было значительно меньше, чем у Граббса – почти 12 000, однако из них он управлял данной моделью самолета более 1500 часов, тогда как Граббс – 564ч.). Вторым пилотом выступал К.Меурс (17 лет летного стажа, более 9000 часов). На борту KML присутствовали 11 бортпроводников и бортинженер.
Пассажиры:
В самолете Pan American находилось 380 человек (среди них актриса и модель Ив Мейер). 61 человеку удалось своими силами спастись из самолета, в их числе оба пилота и бортинженер.
В KLM летело 234 человека – они все, включая 16 членов экипажа, погибли на месте аварии. Примечательно, что этим рейсом первоначально летело 235 человек, однако во время вынужденной остановки лайнера в аэропорту Тенерифа одна из пассажирок сошла с самолета, т.к. захотела увидеть в городе со своими друзьями. Это спонтанное решение уберегло ее от смерти.
В общей сложности погибло 583 человека.
Что произошло:
Основной причиной катастрофы стал человеческий фактор. Череда случайностей и ошибок привела к жуткой трагедии.
Сначала произошел террористический акт в аэропорте Лас-Пальмас, где должны были приземлиться оба авиалайнера. Погибших тогда не было, но власти решили запретить вылеты всех самолетов.
Всем находящимся в небе был дан приказ следовать в ближайший аэропорт Лос-Родеос (хотя капитан Pan American обладал необходимым опытом, а самолет – нужным запасом горючего для того, чтобы продержаться в воздухе до момента открытия аэропорта, диспетчер велел садиться в соседнем аэропорту).
Далее началась неразбериха в Лос-Родеосе: аэропорт физически не был способен принять такое количество самолетов, лайнеры находились повсюду, все места для стоянок оказались заняты, приходилось останавливаться прямо на взлетных полосах и рулёжных дорожках.
Аэропорт Лас-Пальмас открыли лишь спустя несколько часов и воздушные судна начали по очереди покидать Лос-Родеос. Во время стоянки командир KML заправил свой самолет до полного бака (впоследствии это решение станет одним из роковых).
Первым на взлетную полосу попал именно KML, практически сразу за ним диспетчер отправил и самолет Pan American. Первый в конце полосы развернулся на 180 градусов (такой манёвр довольно сложен для данной модели Боинга, но у диспетчеров и пилотов фактически не оставалось выбора, поскольку аэропорт принял слишком много самолетов).
Пока лайнер выполнял разворот, погода резко ухудшилась — все вокруг заволокло густым туманом (видимость не далее 300 метров).
В это время Боинг 747-121 следовал по полосе прямо. Члены экипажа получили указания свернуть на рулевую дорожку С3. Однако, подрулив к ней, командир обнаружил, что угол поворота составляет более 135 градусов (подобный поворот для этого самолета был невозможен) и решил, что диспетчер имел в виду дорожку С4 (на записях четко можно услышать голос, указывающий на 3-ю).
Обзор ухудшается (не более 100 метров), ориентировочные огни не горят, пилоты не видят друг друга, не могут понять, как вырулить на дорожку, диспетчер на вышке не видит ни одного участника движения.
Записи указывают на то, что диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, пилотам обоих самолетов приходилось уточнять указания. Переговоры были не согласованы: члены экипажа вмешивались в разговор друг друга, создавая помехи и приглушая слова.
Использовались также нестандартные фразы (в то время не существовало точного регламента) типа «ОК», «Мы на взлете» (здесь неясно, готов самолет к взлету или же он уже взлетает) и т.д.
Таким образом, получилось так, что диспетчер и первые пилоты недопоняли друг друга и оба самолета двигались вперед. При этом KML уже начинал взлет, нос и основная часть оторвалась от земли. Экипажи заметили друг друга слишком поздно.
В. Граббс дал полный газ, надеясь уйти на заветную дорожку С4. Но не успел. KML в этот момент изо всех сил пытается взлететь, но бак заправлен до полного (что увеличило его грузоподъемность, а, следовательно, и время взлета).
На момент удара уже Boeing 747-206В находится в воздухе, но нижняя часть на полной скорости цепляет Pan American. От удара в средней части фюзеляж американского самолета образовываются пробоины. Через них и удалось выбраться большинству выживших.
KML теряет шасси и крылья, через 150 метров падает на брюхо, проскальзывает еще несколько сотен метров и полностью разваливается. Оба самолета горят. Столкновение происходит всего в 600 метрах от здания аэропорта.
Виновными в аварии были признаны оба капитана воздушных судов и диспетчер.
Крупнейшая авиакатастрофа с участием одного самолета
Крушение Boeing 747 над Японией. Крупнейшая в истории авиакатастрофа с участием одного самолета произошла 12 августа 1985 г.
Экипаж:
Командир воздушного судна М. Такахама имел за плечами 17 лет полетов, в воздухе он провел почти 12500 часов, из них почти 500 на Боинге 747 (а это достаточно приличный стаж). Второй пилот Ю.Сасаки налетал на Боингах вдвое меньше, но в авиации служил 15 лет.
Бортинженер Х. Фукуда управлял лайнерами 28 лет.
Самолет насчитывал 12 бортпроводников (самый опытный из них 39-летний Д.Хатано пролетел более 10 000 часов).
Пассажиры:
Билеты на рейс были распроданы практически моментально (канун важного для Японии праздника Опон), многие торопились домой к семьям. Всего на борту находилось 509 пассажиров. В том числе популярный японский певец, чиновник одной из префектур, банкир (отец широко известной скрипачки Дианы Юкавы) и стюардесса Japan Airlines (находилась в отпуске и летела домой). Среди пассажиров присутствовали граждане многих стран: Кореи, США, Германии, Италии, Китая, Великобритании и др.
Авария унесла жизни 520 человек, выжило всего четверо (ни одного члена экипажа).
Что произошло:
В начале шестого вечера авиалайнер вылетает из столицы Японии. Спустя 12 минут гремит взрыв: самолет теряет вертикальный хвостовой стабилизатор (он обеспечивает устойчивость на углу скольжения).Из-за этого давление в салоне резко упало. Утерян контроль над управлением машины.
Пассажиры надевают кислородные маски, экипаж пытается успокоить людей (это слышно на записях). Командир пытается выяснить, что произошло.
Самолет какое-то время продолжал нормальный полет, поэтому бортинженер не сразу понимает, что произошло непоправимое, предполагая, что в полете сорвало створки шасси. Выявляется неисправность всех гидравлических систем. Такахама пытается развернуть лайнер в обратную сторону, однако руль не слушается.
В 18.26 давление в кабине пилотов падает до критичной отметки (это заметно из разговора экипажа), через 2 минуты срабатывает аварийная сигнализация, оповещающая о разгерметизации кабины.
В течение нескольких минут командир судна и центр УВД Токио обсуждают варианты спасения. Управление советует посадить самолет в ближайшем аэропорту в 115 км от точки нахождения самолета, но Такахама решает вернуться в аэропорт, из которого самолет вылетел.
Все еще удается удерживать контроль над двигателями, однако лишившись стабилизатора, лайнер раскачивается в воздухе из стороны в сторону, то набирая, то теряя высоту, он фактически неуправляем.
Машина сбивается с пути и проделывает четырехкилометровый круг, но титаническими усилиями капитану удается вернуть ее на курс следования (при отказе руля возможно управлять самолетом с помощью двигателя, однако это чрезвычайно сложно и большая часть маневров становится недоступна).
Так проходят еще 20 минут. На записи слышно, что до последнего момента экипаж предпринимает отчаянные попытки посадить самолет. В 18.56 Боинг врезается в гору, отскакивает от нее, цепляется за верхушки деревьев, теряет правое полукрыло. Последние слова в самолете произносит командир за 3 секунды до решающего столкновения: «Это конец». От удара самолет разорвало на куски.
Мастерство и многочисленные попытки командира корабля спасти свой самолет дали определенные плоды: экспертиза показала, что подавляющее большинство пассажиров погибло уже на земле от переохлаждения и различных ранений.
Все дело в том, что в Японии на тот момент было огромное количество служб спасения. Пока они соревновались друг с другом за право оказывать помощь, люди погибали в разрушенном фюзеляже. Команда спасателей прибыла на место крушения лишь спустя 14 часов. Представляете? Через 14 часов!
При поиске найдены оба бортовых самописца, а также многочисленные записки при погибших: люди прощались со своими родными, каждый в самолете понимал, что катастрофа неизбежна.
Виновниками трагедии признали техников, проводивших последний ремонт самолета.
Трагедия над Индией
12 ноября 1996 в 75 километрах от Дели столкнулись Boing 747 168B (Саудовская Аравия) и ИЛ 76 (военно-транспортный самолет Казахских авиалиний).
Экипажи:
- Boing 747 168B управлялся 45-летним командиром Халидом Аль-Шубайли, его летный стаж составлял почти 10 000 часов. На борту также находились второй пилот, бортинженер и целых 20 бортпроводников.
- Первым пилотом ИЛ 76 выступал А.Р.Черепанов (к моменту аварии налетал также 10 000 часов). Помогала управлять самолетом ему целая команда: второй пилот, штурман, бортинженер, бортрадист, бортрадист-стажёр и два бортоператора. Такую большую численность экипажа легко объяснить тем, что ИЛ 76 не оснащен многими современными системами. Так, например, штурман прокладывает курс передвижения, бортрадист ведет переговоры с наземным диспетчером и т.д. Современные технологии позволяют получать подобные данные одним нажатием кнопки. ИЛ 76 был снят с производства в 2000 г.
Пассажиры:
- Салон Боинга был практически полностью наполнен: многие индусы летели к месту работы. Помимо граждан Индии этим рейсом летели также американцы, англичане, пакистанцы и др. Всего 289 человек.
- ИЛ перевозил на своем борту только 29 пассажиров, в том числе одного ребенка. 14 человек имели российское гражданство.
Никто из 349 человек, находящихся в обоих самолетах, не выжил. Лишь четверым удалось каким-то чудом не погибнуть при падении, однако они скончались от полученных травм до оказания помощи.
Что произошло:
ИЛ 76 направлялся в Дели. А Boing 747 168B, напротив, покидал столицу Индии.
Полетами обоих самолетов руководил индийский диспетчер с большим опытом работы. С ним вел переговоры бортрадист ИЛ-76, он же получил сведения о том, что в непосредственной близости от его самолета движется саудовский лайнер.
Ключевым моментом в цепочке событий, приведшим к катастрофе, является строение казахского самолета. Конструкция ИЛ 76 предусматривает отдельное место для бортрадиста, но при этом специалист не имеет своего высотомера (т.е. вынужден постоянно запрашивать данные у пилотов).
Бортрадист в тот день, узнав, что Боинг пролетит рядом, дал команду пилотам снизиться на другой эшелон (дистанция между самолетами должна была при этом составить 300 метров). Однако когда радист уточнил, как близко находится другой лайнер, ответ получил весьма странный: «В 14 км».
Можно сделать вывод, что капитан, штурман и второй пилот тогда неверно интерпретировали указания радиста. Самолет продолжил снижение (по какой причине – так и не было выяснено).
В 18.41 на земле диспетчер заметил, как две точки, обозначающие оба лайнера, встретились. Это не обязательно означало столкновение (они вполне могли пройти друг под другом), однако сразу после произошедшего прервалась связь с обоими самолетами.
Почти сразу пришло сообщение от пролетающего эшелоном ниже судна: они заметили яркую вспышку в небе, летящие вниз куски самолета и два пожара на земле.
ИЛ задел левое крыло Boing 747 и сильно повредил его хвост. От удара Боинг закрутило и он развалился на куски еще в воздухе. Казахский самолет потерял крыло и потерпел крушение в 7 км от места падения обломков Боинга.
Виновными в столкновении признали экипаж ИЛ 76: они плохо владели английским, поэтому недостаточно точно понимали указания диспетчера. Помимо этого в работе команды не было слаженности и присутствовала халатность: пилоты неправильно интерпретировали указания радиста, который, в свою очередь, не удостоверился, что команды приняты к исполнению.
У индийского диспетчера не было радиолокатора (он не мог отследить точное передвижение лайнеров), аэропорт не имел разные коридоров для взлетов и посадок (оба действия производились на одном), ни один из самолетов не был оснащен системой предупреждения столкновения.
Ну что же, надеюсь, что вам понравилась статья. Не забудьте подписаться на обновления блога и поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях. до новых встреч, пока-пока.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:
Спасибо за блог. С интересом буду читать дальнейшие. Вы очень доступно обо всем пишите.
Спасибо