При пожаре звоните 101, до пожара читайте мой блог

Обслуживание АПС: крик души со стороны заказчика услуги

Здравствуйте, дорогие читатели, в очередной раз на связи с вами . Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами про обслуживание АПС. Точнее даже о том, как оно должно проводиться и как проводится на самом деле. Друзья, можете считать это криком моей души, пожалуйста, дочитайте до конца, возможно, что у вас происходит нечто похожее или вы прошли эту ступень и можете мне что-то посоветовать.

Итак, для начала давайте окажем некоторую методическую помощь тем, кто еще не вникал в вопросы технического обслуживания пожарной сигнализации. Если вы подкованы в теории, то переходите к следующему абзацу.

Почему, как и для чего должна обслуживаться АПС

Открывая ППР № 390, мы с вами волей или не волей добираемся до пункта 61, в котором говорится о необходимости содержания систем АПС в исправном состоянии, а также о необходимости проведения ежеквартальных проверок работоспособности систем АПС. А о том, как обеспечить исправность этих систем, узнаем из пункта 63 — путем проведения регламентных работ по техническому обслуживанию систем автоматической сигнализации.

На законодательном уровне закреплена обязанность руководителя организации поддерживать в работоспособном состоянии системы автоматической сигнализации о пожаре.

А для чего это нужно, я думаю, объяснять не нужно. Не нужно же? Все ведь понимают, что иметь глаза и уши, которые распознают пожар на первых стадиях, в каждом уголке своего здания — это очень полезно. А неработающие глаза и уши бесполезны. Именно поэтому техническое обслуживание систем АПС — это, на сегодняшний день, необходимость.

Как осуществляется техническое обслуживание? Как вы думаете, могу ли я сам открыть ящик какого-нибудь прибора, включить пылесос и очистить прибор от пыли? В этом ведь нет ничего сложного, правда? А на самом деле так делать нельзя, ну если только у вас не завалялась лицензия МЧС России на данный вид деятельности. Не завалялась? Тогда есть другой вариант.

Можно нанять специализированную организацию, которая будет проводить целый комплекс работ, раз в квартал осуществлять проверку работоспособности системы и в случае, если что-то будет выходить из строя, то осуществлять ремонт. Здорово, правда? Вот еще бы деньги за это не платить и вообще здорово было бы.

И в заключении нашего, так сказать, ликбеза, позволю себе прикрепить файл, в котором описан регламент технического обслуживания систем автоматической сигнализации, который мы используем при заключении договора на техобслуживание АПС. Скачать можно здесь.

С какими проблемами приходится сталкиваться при обслуживании пожарной сигнализации

Далее я вам расскажу о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться мне при сотрудничестве с лицензированными организациями. В первую очередь стоит отметить некий конфликт интересов: мне нужно, чтобы все работало и не ломалось, а вот мастеру, который отвечает за наш объект, нужно, чтобы его реже вызывали на объект. Только вот не всегда это выполняется за счет качественной работы.

Конечно, очень многое зависит от человека, который проводит техническое обслуживание. От того, как он относится к своей работе. Но как он может относиться к ней, если объектов, которые ему приходится обслуживать очень много. Наш крайний мастер сказал мне, что у него 70 объектов. Представляете? 70 систем АПС и СОУЭ, которым нужно провести регламентное ТО!

Загруженность этого мастера не позволяла ему явиться в течение 24 часов, как написано в контракте, если, конечно, не применить хитрый прием, иногда мне приходилось этим пользоваться, но жаль, что я поздно понял, как именно нужно действовать.

А как вы думаете, при столь большой загруженности, будет ли мастер ежемесячно очищать, например, контакты от пыли и наплывов? Я думаю, что нет, вернее я знаю, что не будет. Ну по собственной воле не будет. Его нужно будет обязательно заставлять.

Второй нюанс, который возникает при осуществлении регламентного ТО АПС, возникает в самом принципе заключения договоров в государственных организациях, например. Немного путано получилось, но, как мне кажется, виной всему тендеры, торги и аукционы.

Представьте себе: вы владелец организации, потратили свои финансовые ресурсы на лицензию, оборудование, работников и их обучение, на свой имидж в конце концов и теперь вам предстоит предложить стоимость своей услуги на аукционе. Вы предлагаете. А потом получается, что кто-то снизился по цене от вашего предложения на 60 %. и перед вами два варианта:

  1. Отказаться от идеи участия в этом аукционе и не получить совсем ничего, искать счастья в чем-то другом.
  2. Снизить свое предложение, скажем, на 65 % от первоначального и заработать хотя бы что-то. Ну а потом, по ходу работы уже решить в каком месте нужно ужаться, чтобы отработать хотя бы в ноль.

Как вам такое? Вот из-за этого мы и теряем качество. Как бы это не парадоксально звучало, но мы готовы даже в такой сфере как безопасность пожертвовать качеством в угоду хоть какого-то заработка. Оно и логично, в принципе.

Ну и третья проблема — это устаревшее и изношенное оборудование, которое к тому же и не должным образом обслуживалось. Помните же как очищаются, например, контакты? А с этого все и начинается.

Кто виноват и что делать?

Кто виноват, как думаете? Мне кажется, что виноват наш менталитет. А знаете почему? С одной стороны виноват русский авось, благодаря которому нужно постоянно контролировать проведение ТО, чтобы мастер делал то, что от него требуется.

Мастер или инженер, или техник — кому как удобно — тоже человек и, надеясь, что его бездействие ни к чему плохому не приведет, не всегда качественно выполняет свои обязанности. Авось пронесет, как говорится.

А с другой стороны виновата сама ситуация, при которой, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Руководитель перебивается на таких вот контрактах, балансируя между жизнью и смертью своей организации. Только представьте себе: обслуживание одного здания сейчас уже стоит дешевле 10 тысяч рублей в месяц. Это вместе с кое-каким ремонтом.

А теперь давайте пофантазируем на тему, а что же нам делать? Заказчикам — требовать неукоснительного выполнения условий контракта. Только когда все участники торгов и аукционов поймут, что обслуживание систем АПС — это не халява, вот только тогда и будет качественно предоставленная услуга. Это только мое личное мнение.

Друзья, а сталкиваетесь ли вы с такими проблемами при обслуживании систем АПС? Как вы их решаете? Чего вам это стоит? Поделитесь пожалуйста своими мыслями в комментариях. А  я с вами прощаюсь, не забудьте подписаться на новости блога, чтобы узнавать о новых статьях в числе первых. Сделайте пожалуйста репост ссылки на эту статью себе на стену в социальных сетях — чем больше мнений, тем больше наш опыт. До новых встреч, пока-пока.

Этот блог читают 4 675 человек, присоединяйся и ты

Haжимaя нa кнoпку «OK», вы coглaшаетесь с политикой конфеденциальности.

Вам также может быть интересно:

плановая проверка пожарной безопасности: с чего начать

Плановая проверка пожарной безопасности: чего ждать и как готовиться

2
Читать далее
Модуль порошкового пожаротушения в работе

Самосрабатывающий модуль порошкового пожаротушения: особенности и применение

1
Читать далее
Противопожарные люки на чердак и крышу: основные требования

Противопожарные люки на чердак и крышу: где применяются и какие нюансы нужно знать при выборе

0
Читать далее
Противопожарные перегородки 1 типа и 2 типа - в чем их основное отличие

Противопожарные перегородки 1 типа и 2 типа: из чего они сделаны и какими свойствами должны обладать

0
Читать далее
  • Савелий

    Кто виноват и что делать? Хороший вопрос давно хотел тоже починить спасибо вам познавательно много чего научился , узнал

    11.02.2017 в 14:42
  • Александр

    Это всё конечно интересно, но, Владимир, прописывая ТЗ и договор, есть такое понятие как «штрафные санкции» из-за несвоевременного или некачественного оказания услуги. Единственная сложность для меня это контроль, т.к. в подведомстве у меня 120 АЗС и 5 нефтебаз. Но я делаю иначе, прописываю в контракте время для планового ТО. Договариваюсь с подрядчиками и ответственным на объекте по времени. Инструктирую ответственного, и он смотрит за их работой. Иногда фотографирует. 2 раза мне приходилось применять санкции к подрядчикам, и потом вуаля — все работают исправно!

    Причём хочу добавить, что помимо обслуживания есть объекты где подрядчики монтируют новую АПС и СОУЭ, соответственно проверить их работу можно по проекту. Но я прописываю в контракте, чтобы приём работы после акта работоспособности ИПЛ (Испытательной пожарной лаборатории). ИПЛ в моем регионе ребята серьезные :evil: Хлам принимать не будут.

    Добавлю по поводу тендера. Я также их провожу, и сталкиваюсь с нереальным падением цены. Но есть ТЗ, договор, где объем услуг прописывается, поэтому пускай падают хоть до копейки. В случае нарушения договорных обязательств — штрафные санкции и добавление в список недоброкачественных поставщиков.

    15.02.2017 в 12:20
      • Александр

        Владимир, у меня ,на самом деле, такая же ситуация, в плане отсутствия каких-либо документов на системы АПС. Но я ставил условие, так называемый «джентльменский договор», о том, что подрядчики сами восстановят документацию, вплоть до того что, сами нарисуют проект здания, т.к. на некоторые объекты отсутствуют поэтажные схемы зданий.

        С ИПЛ заключает договор подрядчик, и возится с ним сам, на выхлопе я жду только их положительный акт работоспособности системы АПС.

        Это моё обязательное условия для подрядчиков. И поверьте, они соглашаются, ибо цена тендера высока, и все равно падают и готовы за копейки делать это всё. Я знаю на чём они зарабатывают, на чём экономят. По человечески я их понимаю и мне не критично это, и даю эту возможность.

        По поводу ТЗ и договора, скину на почту

        16.02.2017 в 08:57
        • Алексей

          Уважаемый Александр в нашем учреждении за последнее время сменилось очень много поставщиков услуг по обеспечению пожарной безопасности . На мой взгляд услуги оказываются не качественно , на рынке много фирм и они играют на понижении цены. Цены ниже самих предоставляемых услуг с учётом всех затрат ))),.Нужен совет как исключить недобросовестных поставщиков услуг , будь то обработка чердачных помещений или обслуживание пожарной сигнализации. Какие документы мы должны затребовать (предоставить нам поставщики) при оказании качественных услуг ОПС.

          22.08.2017 в 06:12
          • Алексей

            Я являюсь подрядчиком по обслуживанию АПС. Раньше не лез в это не благодарное дело. Городок не большой, нишу по ТО занял бывший начальник РОВД + еще у него охрана стояла. Но времена поменялись. Кстати я сам ветеран труда пожарной охраны. Работал и инспектором и тушилой. Так вот после того как мы «взяли» объекты, 80 % их оказалось просто не исправными. Извещатели моргают в рабочем режиме, пульт работает. А в случае пожара, срабатывания не будет. Кто знает, тот поймет в чем дело. Просто бывшие подрядчики, вернее исполнители, тупо ни чего не делали. А как вам такой ценник, что за 90 км от города, ТО АПС сельского клуба стоит 1500 руб!!! :mad: :mad: :mad:

            28.11.2017 в 14:14
  • Александр

    Совет только такой — радикальные меры к подрядчикам

    15.02.2017 в 12:21
      • Александр

        Скиньте почту)

        16.02.2017 в 08:58
  • Николай

    Добрый день, Владимир!

    Отличный блог, спасибо за информацию.

    От себя хочу сказать, что у нас в городе рынок по обслуживанию АПС изнасилован. Вообще, ситуация с обслуживающими организациями очень странная, масса нарушений и всем все равно, просто собирают деньги и ничего не делают.

    Плохо что МЧС за этим не следит, проверяли бы пожестче, было бы порядку больше и цены бы выросли.

    22.03.2017 в 14:42
  • Данила

    Согласен с Вами полностью, очень правильная и актуальная тема поднята. Мы работаем со стороны подрядчиков и очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда после таких горе организаций берем в эксплуатацию объекты. Советуем заказчику мы следующее в ТЗ грамотно расписывать регламент и периодичность выполнения работ вплоть до мельчайших подробностей. При выходе на объекты специалистов подрядной организации предоставление удостоверений по группе электробезопасности, приказов, сертификатов на обучение специалистов тем или иным системам АПС установленных на вашем объекте, акт первичного осмотра в течении 1-3 дней чтобы не было вопроса, что у вас что-то сломано и нужны дополнительные финансы, т.к. вы госзаказчик у вас есть смета в ней есть все ресурсы по материалам, времени на работу в чел.часах( по тк 40 ч/ч в неделю На человека) определяете сколько человек должно быть ежедневно. Есть еще масса возможностей надавить на подрядчика, главное здесь желание.

    21.04.2017 в 22:10
  • Александр

    Владимир, спасибо за информацию! Похожая ситуация с подрядчиками, постоянно нужно заставлять, носом тыкать. Хотел бы получить от Вас ТЗ и договор.

    11.09.2017 в 09:04
  • Николай

    Очень интересная тема затронута.только есть одно ,но очень большое Но...

    Проблема вся в том что Заказчики делают вид что платят за ТО АПС и СОУЭ ,об этом написано в посте выше , а Подрядчики делают вид что обслуживают объекты.

    Можно написать регламенты по 8-10 листов на обслуживание ТО на 1 объект и на бумаге все будет отлично,но чтоб качественно делать ТО нужны техники нормальные, и нужно много время для качественного ТО , а как говорят классики время- деньги, чтоб нормальный техник нормально обслуживал то нужны средства.

    Ситуация изначально по ТО сделана таким образом ,что одни не хотят нормально платить,и как следствие у организаций кто делает ТО нет никакого желания тратить свои силы на эти ТО.

    15.01.2019 в 23:15

На правах рекламы
Топ комментаторов
131
Андрей
81
Алексей
53
Елена
42
Екатерина
40
Роман
39
Дмитрий
Это интересно