План проведения эвакуации в школе: как организовать учебную тренировку правильно
Здравствуйте, дорогие читатели блога о противопожарной безопасности. Если Вы обратили внимание, нашими разговорами мы стараемся обезопасить себя не только от лишних проблем с крайне придирчивыми пожарными инспекторами, но и максимально подготовить себя к необходимым действиям в случае разбушевавшейся стихии и других аварийных ситуаций.
Именно поэтому сегодня хочу обсудить с Вами план проведения эвакуации в школе. Рекомендую не отворачиваться тем читателям, кто не имеет отношения к образовательным учреждениям.
Во-первых, там учатся или будут учиться Ваши дети, а во-вторых, данный план абсолютно подходит применительно ко всем помещениям и зданиям, число персонала которых от 50 человек и более, так как пункт 12 гл. 1 ППР РФ №390 2012 года гласит:
Я думаю, Вы согласитесь со мной, если я скажу, что регулярная практическая отработка эвакуации, особенно в школах – необходимость. Можно только представить себе, какой переполох поднимется в здании, если действительно произойдет чрезвычайная ситуация.
А отсутствие навыков поведения и персонала, и учащихся, 100% приведет к панике, бесполезной беготне и давке. Как следствие – отравления угарным газом, не дай Бог, жертвы. А это не только горе родителей, но и уголовные дела, заведенные на персонал всей школы, не только ответственных за противопожарную безопасность. Аргумент?
Именно поэтому я считаю крайне важными не только разработку соответствующих инструкций, четко определяющих действия персонала при пожаре по эвакуации всех, находящихся в здании, но и регулярные практические тренировки этого мероприятия.
Кстати, законом определена периодичность этих действий – тренировка по эвакуации должна проводится не реже 2-х раз в год. Это соответствует требованиям пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений.
Первая же должна отработаться как только будет утверждена описанная выше инструкция.
Инструкции
В принципе, все действия персонала, охраны, как во время пожара, так во время рабочего процесса оговорены в соответствующих инструкциях, которые, по большому счету, все типовые.
Например, охрана во время дежурства регулярно должна проверять все эвакуационные и запасные выходы, наличие ключей от всех помещений, наличие огнетушителей, исправность телефонной связи и т.д.
Чтобы контролировать выполнение охраной и дежурными своих обязанностей, их качество, руководителем школы должен быть заведен специальный журнал: «Журнал несения службы ночными дежурными, сотрудниками охраны и контроля за противопожарным состоянием образовательного учреждения», в котором тот или сотрудник должен регулярно расписываться за выполнение инструкций.
Все инструкции должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения. Однако мы все же сделаем акцент именно на эвакуации. Поэтому давайте вместе рассмотрим, как правильно должна проводится тренировка этого важного мероприятия.
Проведение эвакуации
Действия каждого сотрудника школы при пожаре, помимо того, что должны быть четко оговорены, обязаны быть отработанными до автоматизма. Малейшая заминка может быть фатальной. Учащиеся также должны знать, как себя вести, что делать и куда идти. Для этого раз в полугодие проводится тренировочная эвакуация.
Мы говорили, что существуют четкие инструкции для всех. Практическая отработка должна проводиться, четко следуя ей.
Первым действием является сообщение о пожаре. То есть сотрудник, первым обнаруживший возгорание, должен тут же вызвать пожарную помощь. Как это делается, надеюсь, все хорошо помнят с детства – позвонить 101.
Далее следует извещение о пожаре. Дежурный по школе, завуч или директор обязаны дать определенный условный сигнал. В большинстве случаев – это серия длинных звонков. Затем открыть все основные и запасные выходы.
Следующий этап – пожалуй, самый важный. Это эвакуация детей из здания школы. Преподаватели должны максимально быстро после получения условного сигнала, то есть извещения о пожаре, организованно провести учащихся по коридорам, по лестницам (строго по внешнему краю, внутренний – для пожарных), и вывести из здания школы.
Далее необходимо убедиться в том, что все учащиеся выведены из аварийного здания. Для этого дети выводятся сразу на заранее оговоренное в инструкциях место. Как привило, это школьный стадион. Здесь все школьники пересчитываются, отзываются поименно, происходит сверка по спискам.
В случае отсутствия кого-либо из учащихся, преподаватели, проводившие пересчет, обязаны моментально сообщить об этом тому, кто руководит тушением пожара.
Весь персонал учебного заведения, не привлеченный к эвакуации детей, должен немедленно, с момента обнаружения, приступить к ликвидации возгорания и сохранению материальных ценностей.
Здания школ оборудованы пожарными кранами, должны быть в наличии огнетушители – с их помощью работники школы самостоятельно, до приезда пожарной бригады, должны начать самостоятельную борьбу с разбушевавшейся стихией.
В это же время директор, или заведующий хозяйством школы, должны встретить прибывающую пожарную бригаду. Их обязанность сообщить старшему бригады о сложившейся ситуации, об обстановке в здании школы, существует ли опасность находящимся внутри людям, указать, где на территории располагаются источники воды и дать эвакуационные планы каждого этажа.
В принципе, на этом тренировку эвакуации учащихся школы при пожаре можно считать состоявшейся. Искренне надеюсь, что она прошла без заминок, все школьники были на месте сбора вовремя, и никого не пришлось искать.
Дополнительные рекомендации
Лично я рекомендовал бы одну тренировочную эвакуацию в году совмещать с пожарно-тактическими занятиями. Для этого достаточно заранее обратиться с письмом в управление МЧС по Вашему городу с соответствующей просьбой.
Как правило, Управление МЧС с готовностью откликается на подобные предложения. Согласитесь, что такая полномасштабная тренировка, с имитацией пожара, работой сотрудников МЧС произведет на учащихся должное впечатление.
И, что немаловажно, если Вы являетесь руководителем учебного заведения, таким образом наведете мосты с сотрудниками надзора за противопожарной безопасностью.
Если Вы все же решились на сотрудничество с МЧС, тогда, помимо всего вышеописанного, Вам необходимо будет развернуть на месте сбора два штаба.
Первым занимается зам. директора по административно-хозяйственной работе (завхоз). Здесь собраны документы, в соответствии с которыми и происходит перекличка учащихся. Второй штаб – это пост оказания первой медицинской помощи. Отвечает за него, как нетрудно догадаться, школьный врач или медсестра.
Учителям младших классов настоятельно рекомендую внимательнее отнестись к своим подопечным, так как бывало немало случаев, когда дети пугались сигналов оповещения и прятались. Если, не дай Бог, тревога не учебная, Ваша невнимательность может стоить ребенку жизни.
Итак, тренировка окончена. Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям докладывает руководителю учебного учреждения о произведенной эвакуации, после чего директор школы объявляет окончание тренировочного практического занятия. На этом радостные дети бегут по домам, а персонал еще делает разбор проведенного мероприятия.
Не забудьте о формальностях. Тренировка проводится в соответствии с планом-конспектом, который заранее подготавливается сотрудниками пожарной охраны. На нем, по окончании всех действий, должны стоять подписи ответственных лиц учебного учреждения.
Все прошло удачно? Все подписали, и все довольны? В таком случае, подпишитесь и Вы на обновления моего блога, дабы всегда быть во всеоружии в борьбе со стихией и в пререканиях с докучливыми инспекторами противопожарной безопасности.
А лучше всего, еще и поделитесь в социальных сетях ссылкой на нашу страницу с теми, кто Вам действительно небезразличен. Мы все вместе будем обсуждать и разбирать только самое актуальное и накипевшее, самое спорное и интересное – все, что касается Ваших собственных спокойствия и безопасности.
Всего вам доброго, до новых встреч!
Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:
Владимир, сам работаю в образовательном учреждении: у нас вообще ужас. Недавно были учения — ничего нового — как сгорали в прошлом году, так и в этом сгорели. При эвакуации не были открыты никакие эвакуационные выходы, а главный вход так и вообще был наполовину закрыт, в итоге при реальном пожаре возникла бы давка, как в Хромой лошади (тьфу, тьфу, тьфу) в 2009 году...
Ужас. Интересно, почему пожарные службы не трясут за это наше руководство — непонятно ... Уж извините — наболело ! )
Андрей, привет!
Дело в том, что содержание путей эвакуации в закрытом состоянии (это нарушение требование ППР) обусловлено еще и элементарными требованиями антитеррористической безопасности. Обычно выходы закрывают на ключ, чтобы никто не мог проникнуть снаружи и, не дай Бог, никто не смог запустить через запасной выход.
На моей практике доходило до смешного: приходили милиционеры и составляли акт за отсутствие металлических решеток, устанавливали решетки — приходили сотрудники госпожнадзора, составляли акт за наличие решеток, снимали решетки — снова приходила милиция. Просто парадокс.
Но ни в коем случае не оправдываю крайнюю неподготовленность при проведении учебной тренировки по эвакуации. На ней же нужно отрабатывать как надо делать, а не показывать как не надо
Полностью согласен. Россия — страна противоречий, причем неразрешимых ))
Если это запасный выход, то он может быть закрыт. Но рядом в специальной металлической ключнице должен висеть ключ от этой двери. Ключница должна быть закрыта и получить ключ от двери можно только разбив стекло на ключнице. Обычно такие ключницы снабжены маленьким молоточком. С решетками на окнах примерно та же история. Они должны быть распашными и ключ должен находиться рядом.
Сергей, я в свое время видел «откидные» решетки. Поворачивается ручка изнутри и решетка откидывается вниз, может вбок. Все дело в установленных пружинах. Вот эта штука прикольная, но в продаже еще ни разу не встречал.
А вот по поводу ключницы готов поспорить. Пункт 35 ППР № 390 — Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. И после того, как инспектор достает ППР и показывает этот пункт, ключницу придется убрать. :- (
Коллеги, приветствую. Позвольте ремарку.
«... Следующий этап – пожалуй, самый важный. Это эвакуация детей из здания школы. Преподаватели должны...»
Из опыта НВП. Из старшеклассников была создана команда, которая по сигналу общей тревоги помогала эвакуации людей. А иногда приходилось «эвакуировать» и замешкавшихся преподавателей
Не помню норматив для средней школы, Владимир, подскажите. Но это одна из главных задач школьной комиссии по ГО и ЧС.
Здравствуйте, Сергей!
Раньше было такое, что дети помогали проводить эвакуацию, сейчас это уже в прошлом. Помогая другим, он может пострадать сам, а жизнь ребенка — превыше всего. Поэтому сейчас от этой практики отошли. Теперь эвакуация класса — это дело учителя, который проводит урок.
Сергей, что касается норматива, то на ваш вопрос не отвечу, спрашивал много у кого, есть ли какой-то норматив, искал сам такую информацию, но ничего конкретного не находил. Вероятнее всего это правильно, ведь типовые проекты у школ сейчас разные, пропускная способность эвакуационных выходов, количество этих выходов, их расположение — все это влияет на расчет нормативного времени эвакуации. да и школы сейчас заполнены по-разному: где-то 500 человек, где-то 300, а где-то и 250 нет. Поэтому норматив — это понятие абстрактное.
Знаю, что пожарная машина после поступления сигнала о пожаре на пульт 01 должна приехать в течение 15 минут. За это время в моей школе учащиеся 3 раза успеют эвакуироваться — это как минимум.
«... в течение 15 минут. За это время в моей школе учащиеся 3 раза успеют эвакуироваться — это как минимум...»
Согласен, 5 минут это, думаю, отличный результат. Ну пару минут ещё на форс-мажорные обстоятельства...
Был рад побродить по сайту, понравился шаблон.
Приходите к нам ещё
Был рад вас снова видеть
Шаблон... Я до сих пор от него в восторге.
Придумок может быть много. Но имейте ввиду, что старшеклассники сами являются несовершеннолетними и включать их в план мероприятий на случай возникновения пожара — незаконно. Но задействовать на добровольных началах нужно.
Что касается нормативов — здесь не готов ответить, но зависит от количества учащихся, этажности и тд.
В моем понимании — лучше не рисковать и не привлекать детей к организации — это очень опасно и чревато. В принципе, взрослых полно, кто это должен сделать.
«... Учителям младших классов настоятельно рекомендую...»
Не только рекомендовать, но, в первую очередь, обучить их самих и требовать периодических тренировок с малышами. Младшие классы — это особенная возрастная категория.
Вне всяких сомнений вы правы. Малыши очень часто пугаются и могут спрятаться в классе, потеряться в коридоре — это случаи из практики, такое уже было.
А тренировок достаточно — как минимум раз в полугодие, а на практике каждую четверть проводятся тренировки. И не только с малышами. Очень важно, чтобы тренировка проходила максимально приближенно к реальным условиям, а это значит, что эвакуируется вся школа, в том числе и директор. Мне очень импонирует, что наш руководитель независимо от того, чем он занят, всегда эвакуируется вместе с детьми. Даже иногда с посетителями.
пара дополнений.
Перед эвакуацией (особенно младшие классы) детей нужно собрать у выхода из класса, по возможности одеть всех (в зависимости от времени года), все должны встать в колону по два, взяться за руки попарно и организованно пройти к ближайшему выходу.
После того как все выйдут — нужно проверить не остался ли кто в классе.
И потом нужно проверить весть этаж. Для этого нужно минимум два человека — один проверяет все помещения, а второй стоит в коридоре и смотри, чтобы никто не забежал в проверенные уже помещения.
Кроме этого должно быть заранее определено место сбора в случае эвакуации. По прибытию на место сбора учитель обязан проверить всех учеников по списку. Для этого при эвакуации он должен захватить с собой классный журнал. А для этого в начале урока он должен обязательно по журналу отметить отсутствующих.
И еще важное дополнение. Некоторые «умники» в инструкциях по эвакуации пишут, что руководить эвакуацией класса должен классный руководитель. Так вот это неправильно. Классного руководителя может не быть в этот день в школе, или он может вести урок в другом классе. Поэтому учитель, ведущий урок в каждом конкретном классе, должен руководить эвакуацией этого класса и именно он должен провести перекличку на месте сбора и доложить руководителю о том, как прошла эвакуация.
Перед эвакуацией — это после получения сигнала о пожаре?
Я рекомендую не только взяться за руки, но и положить руку на плечо идущему впереди однокласснику. Чем обосновываю: если вдруг здание сильно задымлено, то видимость ухудшается, а ребенок, если почувствует, что на плече нет руки — обязательно сообщит об этом учителю.
Организовывать эвакуацию класса должен учитель проводящий урок — целиком и полностью согласен.
И еще один нюанс: в московских школах нет журналов сейчас. Что брать с собой — не понятно :- (
А вот что касается проверки помещений, за это отдельное спасибо — про то, что кто-то может забежать в класс я даже не подумал.
Владимир, блог достаточно молодой, но я бы советовал все же сделать закладку и там размещать типовые нормативные документы. Часто ответственные по ПБ лопатят гору информации в интернете в поисках хотя бы образца той самой инструкции по действиям при пожаре.
Спасибо, Сергей!
Будем совершенствоваться. Всему свое время. После фундаментальных основ будут и нормативно-правовые акты для организаций.
«Первым действием является сообщение о пожаре. То есть сотрудник, первым обнаруживший возгорание, должен тут же вызвать пожарную помощь. Как это делается, надеюсь, все хорошо помнят с детства – позвонить 101.
Далее следует извещение о пожаре. Дежурный по школе, завуч или директор обязаны дать определенный условный сигнал. В большинстве случаев – это серия длинных звонков. Затем открыть все основные и запасные выходы.»
На самом деле сейчас все учебные заведения должны быть выведены на мониторинг. То есть при обнаружении пожара достаточно нажать на кнопку ИПР (извещатель пожарный ручной), они обязательно должны быть размещены у всех выходов. Сигнал автоматически уйдет на пульт пожарной охраны. Кроме этого включится СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией). Все учебные заведения оборудуются СОУЭ голосового типа — мужской или женский голос будут непрерывно вещать, что в здании пожар и всем необходимо покинуть здание. Есть требования нормативные по монтажу СОУЭ, чтобы все это оповещение хорошо было слышно в самых дальних закутках.
Сергей, я намеренно написал о подаче сигналов о пожаре и вызове пожарной охраны. Сейчас даже дублирование сигнала ввели, здесь можно почитать. Но то, как она работает — это не передать словами. А самый главный минус — нет обратной связи, грубо говоря, я не могу быть уверен, что сигнал был отправлен, а самое главное получен в ЦУКС. Поэтому лучше еще раз позвонить и дополнительно оповестить. Здесь лучше. как говорится, перебдеть
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, есть ли какой-то официальный документ, регламентирующий форму одежды учащихся во время тренеровочной эвакуации? Вопрос в связи с тем, что в нашей школе детей в одной школьной форме выводят на улицу в +5, дети потом болеют.
Здравствуйте!
Я не встречал таких документов. Здесь, скорее всего, нужно руководствоваться здравым смыслом.
добрый всем день,меня интересует такой вопрос.подача сигналов.это обычно 3 звонка.но!!!!какой продолжительности и с каким промежутком они должны быть?????скажите пожалуйста
Здравствуйте!
Светлана, мне кажется, что вы слишком глубоко копнули. Должно быть людям понятно, что это три звонка и они означают эвакуацию.
А вообще с современными системами оповещения этот вопрос решается проще.
Здравствуйте! Очень информативный блог у Вас! Спасибо! Подскажите, пожалуйста, в какое время нужно уложиться при эвакуации в ДОУ?
Здравствуйте!
При тренировке время эвакуации не регламентируется насколько я знаю.
Здравствуйте, Владимир. Подскажите, на каком расстоянии от здания школы производится сбор эвакуированных сотрудников и обучающихся?
Спасибо.
Здравствуйте! Скажите, есть какой то типовой текст, используемый при голосовом оповещении по громкоговорителю об эвакуации в школе?