Когда на борту самолета должно быть действительно страшно и это не аэрофобия
Всем привет! Друзья, несколько дней назад я написал статью о том, по каким параметрам можно узнать, что самолет неисправен еще до посадки на рейс. Согласитесь, что это очень важно. В принципе, это оказалось очень даже интересно.
В пятницу мы отмечали день рождения моего друга и выяснилось, что скоро он с друзьями летит отдыхать на Кубу. Как оказалось, мои друзья регулярно читают этот блог. И в одной из бесед мы сошлись во мнении, что при перелетах пассажиры испытывают огромнейший стресс.
Представьте себе: человеку страшно летать, он пытается взять себя в руки и успокоиться, возможно это у него даже получается… и тут… происходит что-то необычное, например, самолет немного потряхивает. Уже можно переживать? А может еще рано?
После такого стресса потребуется некоторое время для того, чтобы начать получать удовольствие от отдыха. А на самом деле потряхивания самолета во время полета – это обычное дело, воздушные ямы и зоны турбулентности – это частое явление.
Эта статья будет полезна для тех, кто боится летать, а также для тех людей, кто не хочет волноваться по пустякам при полете на борту самолета. Другими словами, для тех, кому знакома аэрофобия. Я набрел на очень интересную статью в американской версии журнала Men’s health, решил перевести ее и опубликовать без изменений. Читаем и наслаждаемся.
На прошлой неделе во время перелета авиакомпанией Southwest наш самолет угодил в зону сильной турбулентности. Моя четырехлетняя дочь взяла меня за руку и спокойно сказала:
— Не волнуйся, папочка. Все будет хорошо. Просто немножко потрясет.
Двумя руками я крепко вцепился в подлокотники, так и просидел до самой посадки. Позже я решил обратиться к специалистам с вопросом: чего стоит опасаться в полете. Согласитесь, это лучше, чем когда тебя успокаивает дитя неразумное.
Сразу три летчика с удовольствием согласились прокомментировать ситуации, вызывающие наибольшую тревогу пассажиров. С их помощью мы и разберемся, когда действительно все в порядке, а когда следует быстренько вспомнить, все ли вы предусмотрели в своем завещании.
Оглавление
Турбулентность и воздушные ямы
— И то, и другое, конечно, неприятно, но не критично, — разъясняет Патрик Смит, пилот и автор книги «Секреты пилотской кабины». – Даже в условиях сильной тряски, — продолжает он, — самолет никогда не «проваливается» ниже, чем на 3-6 метров, а чаще и меньше.
— Пассажиры же, — добавляет пилот, — рассказывают потом, что самолет «нырял» на сотни метров, в то время как в действительности никаких провалов не было вовсе.
По причине попадания в турбулентность зафиксирована только одна в истории гражданской авиации катастрофа: падение самолета британской государственной авиакомпании BOAC (British Overseas Airways Corporation) в 1966 году.
— Парень, что был за штурвалом, решил попижонить и, находясь в зоне турбулентности, вмазался на своем 707-м Боинге, забитом пассажирами, в гору Фуджи. Больше никто и никогда таких трюков не совершал, — присоединился к разговору Рон Нилсен, пилот в отставке и автор книги «Правдивые истории авиационных инцидентов».
Действительно, в относительно недалеком прошлом штормовая погода, особенно осложняющаяся сильными порывами ветра, была причиной вынужденных посадок. Однако с появлением радара Доплера пилоты получили возможность обходить опасные зоны и самое неприятное, что может поджидать летчиков – незначительные изменения погодных условий, поясняет Нилсен.
Отказ двигателей
Такие ситуации не следует рассматривать как критические, потому что не работающий двигатель самолета, в отличие от автомобильного, не оказывает влияния на потерю скорости.
— Скорее, это больше похоже на езду на велосипеде, — вступил в беседу пилот в отставке Том Бунн, основатель курсов преодоления боязни полетов. – Представьте себе, что вы едете на велосипеде и перестаете крутить педали. Велосипед ведь продолжает какое-то время двигаться.
Оказывается, даже тряска еще ничего тревожного не предвещает, только если она не сопровождается сильным треском. Вот тогда самое время вспомнить об условиях вашего завещания.
— Это означает, что самолет находится на грани «сваливания», — продолжает Бунн. – Но при нормальных условиях полета такое не происходит, потому что срабатывает система предупреждения пилота о потери скорости и возможности «сваливания». Вероятность катастрофы в таких случаях 1 на 100 миллионов. Это должны понимать пассажиры и сохранять спокойствие.
Дым в кабине
Причиной задымления в самолете далеко не всегда бывает пожар. Да, запах гари действительно есть, но ведь вы находитесь в десятке метров от 100-тонных топливных баков при температуре сгорания керосина под 1000 градусов по Цельсию.
С большой степенью вероятности, по мнению Нилсена, причина либо в неисправности прокладки системы кондиционирования воздуха, через которую отработанные газы попадают в салон, либо в попадании масла в турбину воздушного охлаждения.
Да, аромат не из приятных, — признает Нилсен, — но это не смертельно.
Пожар двигателя
Вероятно, при запуске двигателя произошел избыточный впрыск топлива. Реактивная струя от уже запущенного двигателя и явилась причиной возгорания части керосина, не успевшего попасть в камеру сгорания.
Аналогичное короткое возгорание может произойти в полете в результате столкновения с птицей невероятно большого размера.
Ни одна из приведенных ситуаций не является смертельно опасной, не смотря на небылицы, распространенные капитаном Сулли, в опусе «Чудо на Гудзоне».
— Бывают ситуации, когда столкновение с птицами приводит к уменьшению воздушной тяги, но это должна быть очень крупная птица. Речь не идет о ласточке, голубе или даже о паре крупных гусей, попавших в двигатель, — говорит Нилсен. – Самолеты каждый день сталкиваются с птицами.
Нилсен утверждает, что речь идет о куда более крупных птицах чем те, что были расписаны Сулли. На контрольных испытаниях отрабатывались ситуации с возгоранием двигателей при одновременном попадании в них сразу двух птиц весом более 5 кг каждая.
— Это были здоровенные гуси, — вспоминает летчик. – И попали они не в один, а одновременно в оба двигателя. Ну, попробуйте привести пример, когда загорелись сразу два двигателя в результате попадания в них птиц.
Выпадение кислородных масок
Падение давления воздуха в салоне может означать неисправность систем герметизации и утечку воздуха. Значительно серьезнее, если причиной разгерметизации стал разбитый иллюминатор, плохие уплотнители на дверях или трещина фюзеляжа.
— Конечно, это очень серьезные основания для волнения, — отмечает Нилсен. — Но подобные ситуации постоянно отрабатываются на тренажерах. Все пилоты обучены методике быстрого снижения до высоты, где можно безопасно дышать воздухом, поступающим снаружи, и не терять при этом сознания.
Вы видите быстро приближающуюся крутящуюся землю, океан, Французские Альпы и прочее
Вероятность наступления ситуации, когда в иллюминаторе пассажиры увидят эту жуткую картину, ничтожно мала. Но надо понимать, что, несмотря на все объявления экипажа и предпринимаемые меры безопасности, дела в кабине пилотов обстоят много хуже, чем хотелось бы…
Ну, а коль скоро так, нечего и волноваться.
Друзья, вам по-прежнему страшно летать? Юлька после прочтения этой статьи мне твердо заявила, что оказывается все не так уж и страшно, как ей казалось, тем более, что наши пилоты куда грамотнее американских.
На этом у меня все, не бойтесь летать, ведь современные самолеты оснащены очень серьезными системами безопасности. Вам понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить ничего интересного. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, возможно эта информация актуальна для них. До новых встреч, пока-пока.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:
Володя, привет! Прочитал я статью со страхом, и теперь в голове старый анекдот крутится: «Товарищи пассажиры, обязательно все пристегните ремни безопасности. Это очень важно! Тут у нас недавно самолет упал. Все, кто не пристёгнут был, в лепешку разбились, а кто пристёгнут — сидели, как живые».
Алексей, анекдот конечно классный, молодец! но лучше его не рассказывать в самолете
Здравствуйте, Алексей!
Говорят, что пристегнутых собирать проще
А если серьезно, то в автокатастрофах гибнет больше народу, чем в автокатастрофах. А летать некоторым все равно страшно.
Спасибо за статью, Владимир. Не все так страшно, кстати, после посадки в самолет, лично я себя каждый раз успокаиваю, что я уже ничего сделать не смогу, и вме, так сказать , по воле Божьей будет происходить ) На меня действует.
Потому что есть случаи, когда люди выживали даже после аварии: вылетали вместе с креслом на деревья, или даже асфальт — просто чудовищное везение. Так что высшая воля, я думаю, все равно и есть и на нее можно рассчитывать )
Привет, Андрей!
Я смотрел передачу «Битва экстрасенсов», вернее не смотрел, а мне пришлось смотреть вместе с женой. Так вот, там показывали людей, выживших в авиакатастрофах. Выжить — это сумасшедшее везение, конечно.
Самолетами летала в Советское время и то каждый раз переживала, а сейчас уж тем более ни за какие коврижки не полечу.
Это вы зря
Летчики готовятся приблизительно одинаково, а вот системы безопасности заметно шагнули вперед.
Привет, Вова!
Давно я у тебя не была, столько интересных статей появилось на блоге, молодец! Я до недавних пор вообще не задумывалась о страхе в самолете, летала без проблем)) А сейчас после летнего падения самолета над Синаем я уже побаиваюсь, все таки терроризм это опасное дело в наши дни, не дай Бог такое пережить.
Привет, Лена!
Понимаешь какое дело... терроризм — да. Но даже если запереться в четырех стенах дома и не выходить из дома вообще, все равно нет гарантии, что человек не станет жертвой терракта. Чему быть, того не миновать, как говорится.
Терроризм не только на борту самолета происходит. Это явление стихийное. Другое дело, что в наших аэропортах служба безопасности куда качественнее работает. А вот в том же Египте была вообще благоприятная ситуация для проноса на борт взрывного устройства.
Вова, пронос в самолет — одно дело, а вот из Земли сбивают — это другое, как например с турками сейчас проблемы, видите ли над их территорией пролетели... Вот и боюсь теперь над чужими странами летать, особенно над такими проблемными...
Лен, не надо путать самолет-бомбардировщик и самолет гражданской авиации. Гражданские самолеты тоже сбивают, есть у нас несколько примеров. Но, тем не менее, это наверное один из самых маловероятных исходов полета. Обычно, если самолет сбивается с курса, об этом знают многие страны. И нужно быть не знаю кем, чтобы в такой ситуации сбивать гражданское судно.
Но не буду спорить, случаи бывают разные. Но, тем не менее, это не повод отказываться от полетов.
После прочтения вашей статьи наоборот расхотелось когда либо летать на самолете. Оказывается столько всего в самолете может отказать)))
Здравствуйте, Александра!
Если так подходить к вопросу, то еще можно бояться, например, ходить. Знаете сколько всего может случиться?
А если серьезно, то отказать может много чего, но отказывает оборудование очень-очень редко.
Не бойтесь летать!